Статья 212. Субъекты права собственности :: vuzlib.su

Статья 212. Субъекты права собственности :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 212. Субъекты права собственности

.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и
юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права
собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в
зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или
юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут
находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к статье 212

1. В пункте 1 воспроизводится положение, закрепленное в п. 2
ст. 8 Конституции РФ, о формах собственности. Понятие формы собственности в
данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе
два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут
находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно
существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами
частной собственности, которая считается основной формой собственности,
являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В
этом же направлении идет процесс экономического развития и российского
общества.

2. В пункте 2 определяется перечень субъектов права
собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений,
регулируемых гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 2).

При этом граждане, юридические лица, Российская Федерация,
субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве
единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять
принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе
создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого
Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции
рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя
за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия
определяется законами по отдельным видам природных ресурсов (см., например,
Федеральный закон от 27 января 1995
г
. о природных лечебных ресурсах, Федеральный закон от
15 февраля 1995 г.
«Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 22
марта 1995 г.
«О животном мире», Федеральный закон от 3 марта 1995 г. «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»).

В названных случаях по существу речь идет о том, что права
собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ,
осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания
сложноструктурных образований по использованию права собственности.

3. Пункт 3 включает в себя две нормы различной
направленности.

В первом абзаце говорится об особенностях приобретения и
прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и
распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права
собственности.

Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. Что
касается особенностей приобретения и прекращения права собственности на
имущество, допустим, государством, с одной стороны, гражданами и юридическими
лицами — с другой, то это вполне допустимо. При национализации, например,
имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в
государственную собственность, при приватизации — все происходит наоборот (ст.
235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 «Приобретение права
собственности» и гл. 15 «Прекращение права собственности»
настоящего Кодекса. В отношении необходимости иметь особое законодательство об
особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом,
принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения
рассматриваемого п. 3 должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна
идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав
отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей
объектов права собственности, например, оружия. Иначе можно вступить в противоречие
с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 настоящей
статьи. «Права всех собственников, — говорится в ней, — защищаются равным
образом». В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к
правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед
законом.

Отсылочная норма, содержащаяся в ч. 2 п. 3, имеет
принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что
отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или
муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом.
В Конституции и гражданском законодательстве Советского Союза такое имущество
называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах
существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в
гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

Было бы более правильным указанное имущество вообще не
относить к государственной или муниципальной собственности и считать его
всенародным достоянием, как об этом сказано во Французском гражданском кодексе,
или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке
преамбулы Федерального закона о природных лечебных ресурсах от 23 февраля 1995 г.). Российская Федерация,
ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении
управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит
отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не
распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено
особым правилам.

В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни
в Гражданском кодексе, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На
фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования
содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах
и других правовых актах (преимущественно в указах Президента Российской
Федерации) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно
сокращается.

Настоятельно требуется принятие специального общего закона
об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне
указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы
земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги,
набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов,
морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное, региональное и
местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан,
юридических лиц, иностранных государств и международных организаций.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ