ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
31.3. Формы и методы налогового контроля
.
31.3. Формы и методы налогового контроля
Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации
установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 82 части I Налогового кодекса РФ налоговый
контроль проводится посредством:
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных
лиц;
• проверок данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли);
• других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Государственные налоговые инспекции в соответствии со ст. 11
Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР»* несут ответственность за
полный и своевременный учет налогоплательщиков предприятий, учреждений и
организаций, основанных на любых формах собственности. С этой целью проводятся
проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет
государственных налогов и других платежей.
* В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба преобразована в Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.
1. Камеральные проверки проводятся территориальными органами
налоговой службы в отношении всех налогоплательщиков на основании налоговых
деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о
деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка
проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии
с их служебными обязанностями обычно в течение двух месяцев со дня
представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об
этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие
исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и
документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам
камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей
суммы налога и пени.
2. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении
организаций и индивидуальных предпринимателей. Выездная налоговая проверка, в
практике налогового контроля именуемая документальной, проводится на основании
решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Документальной проверкой считается налоговая проверка с
выходом на предприятие и изучением всех документов, относящихся к предмету
проверки. Такие проверки проводятся по утвержденному плану работы налоговой
инспекции на год. В развитие годового плана проверок разрабатываются
квартальные графики по каждому участку работы. Один и тот же налогоплательщик
проверяется не чаще одного раза в год. В первую очередь проверкам подвергаются
организации, получившие прибыль в значительных размерах, или, наоборот,
допустившиe убыточность своей деятельности. Кроме того, проверяются организации
и предприниматели, допускающие грубые нарушения налогового законодательства и
правил ведения бухгалтерского учета. Выездная налоговая проверка,
осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке
контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может
осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Руководитель налоговой инспекции назначает ревизионную
группу и устанавливает срок проверки с учетом размеров предприятия,
особенностей его деятельности и объема проверяемых объектов. Предельный срок
документальной проверки — два месяца, но он может быть продлен в исключительных
случаях руководителем налоговой инспекции или его заместителем до трех месяцев.
Перед проверкой разрабатывается программа ее проведения с
учетом имеющейся информации о допускаемых нарушениях налогового
законодательства, о финансовом состоянии налогоплательщика, материалов прошлых
проверок и другой информации. Программа утверждается руководством налоговой
инспекции.
По результатам проверки ревизионная группа составляет акт, в
котором излагаются все нарушения с классификацией их в соответствии с
действующим на момент допущения нарушения законодательством. В акте налоговой
проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений,
выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и
предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению
санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. После представления
акта руководитель налоговой инспекции определяет меру ответственности
налогоплательщика за допущенные нарушения.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика
либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным
способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. В случае
направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается
шестой день, начиная с даты его отправки.
Если по результатам налоговой проверки не составлен акт
налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не
обнаружено.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами,
изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в
двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в
соответствующий налоговый орган письменные мотивированные возражения по акту в
целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе
приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок
передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие
обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.
По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14
дней руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт
налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения и
предложения проверяющих лиц по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих
санкций, документы, изъятые у налогоплательщика, а также документы и
материалы, представленные налогоплательщиком.
В случае представления налогоплательщиком письменных
объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки
рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика
либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте
рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен известить
налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на
извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные
налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы,
рассматриваются в его отсутствие.
Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три
календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году
проведения проверки. Если при проведении камеральных и выездных налоговых
проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о
деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом
могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого
налогоплательщика, т. е. проводится встречная проверка.
Налоговым кодексом РФ запрещено проведение налоговыми
органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный
налоговый период. Исключение может быть сделано в случае, когда такая проверка
проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией
организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке
контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная
выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового
органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании их мотивированного
постановления.
.