§ 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК :: vuzlib.su

§ 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК :: vuzlib.su

99
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ
УЧАСТОК

.

§ 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Регулирование прекращения права
собственности на земельный уча­сток занимает особое место в земельном праве.
Нормы о прекращении права собственности на землю основаны на общих положениях о
владе­нии, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственно­сти-
Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и
гражданского законодательства. Так, ст. 35 Консти­туции РФ установила, что
право частной собственности охраняется зако­ном. Никто не может быть лишен
своего имущества иначе как по реше­нию суда. Принудительное отчуждение
имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения. Статьей же 209 ГК РФ определено,
что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении при­надлежащего
ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и
не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе
отчуждать свое имущество в собствен­ность другим лицам, передавать им,
оставаясь собственником, права вла­дения, пользования и распоряжения имуществом,
отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им
иным образом.

Земельным кодексом РФ определена
правовая специфика прекраще­ния права собственности1. Прежде всего она связана
с изъятием (выку­пом) земельного участка для государственных и общественных
нужд.

Право собственности на земельный
участок прекращается на следующих основаниях :

При отчуждении собственником
своего земельного участка другим лицам; при отказе собственника от права
собственно­сти на земельный участок;

— в силу принудительного изъятия
у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским
законодательством.

Земельный кодекс следует общим
основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст. 235 ГК РФ,
согласно которой право собственности прекращается при: а) отчуждении
собственником своего имущества другим лицам; б) отказе собственника от права
собственно­сти; в) гибели или уничтожении имущества; г) при утрате права собст­венности
на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отчуждение собственником
земельного участка осуществляется на основании сделки, когда собственник
земельного участка осуществляет £го продажу на основании договора
купли-продажи (или продажи) или иных договоров. Отчуждение земельного участка
может наступить также в связи с исполнением и иных договоров, объектом которых
являются земельные участки, например при обращении взыскания на земельный
Участок по договору ипотеки, в связи с неисполнением основного обяза­тельства.

Гражданин или юридическое лицо
может отказаться от права собст­венности на земельный участок, объявив об этом
либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении
от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить ка­кие-либо
права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

Отказ от права собственности не
влечет прекращения прав и обязан­ностей собственника в отношении
соответствующего имущества до при­обретения права собственности на него другим
лицом. Таким образом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает
за его содер­жание, обязан платить земельный налог до момента перехода права
соб­ственности иному лицу. Он же, как собственник, несет бремя содержа­ния
принадлежащего ему земельного участка (если иное не предусмотре­но законом или
договором)1. Поскольку риск случайной гибели или случайного повреждения
имущества также несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или
договором, это положение настоль­ко, насколько его можно распространить на
земельные участки, также действует и для собственника земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципаль­ной собственности, отчуждаются в собственность
граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном
законами о приватизации. При этом заключение договоров купли-продажи таких
земельных участков осуществляется преимущественно на торгах (см. ст. 38 ЗК РФ).

Принудительное изъятие земельного
участка у собственника не до­пускается, кроме случаев, когда по основаниям,
предусмотренным зако­ном, производятся:

1) обращение взыскания на
земельный участок по обязательствам;

2) отчуждение земельного участка,
который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3) реквизиция земельного участка;

4) конфискация земельного
участка;

5) невозможность выдела в натуре
земельного участка участнику до­левой собственности при ее разделе на основании
ст. 252 ГК РФ;

6) признание на основании решения
суда права собственности на земельный участок за собственником недвижимости,
согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на
чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми
актами;

7) выкуп земельного участка для
государственных и общественных нужд. Выкуп земельных участков для государственных
или муниципаль­ных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

— выполнением международных
обязательств Российской Федера­ции;

— размещением объектов
государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов
возможного размещения этих объектов;— иными обстоятельствами в установленных
федеральными закона­ми случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем
выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов
российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных
законами субъектов Российской Федерации. Список ос­нований изъятия (выкупа)
земельного участка является открытым, одна­ко в качестве основных случаев
названы два. При этом под выполнением международных обязательств следует
понимать обязательства, взятые на себя Российской Федерацией подписанием
международных договоров (п. б) ч. 1 ст. 49 ЗК РФ). Вторым основным случаем
определено разме­щение объектов государственного или муниципального значения.
То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения,
означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или
юридических лиц), а в интересах публичных, но их строительство может быть
произведено силами коммерческих организаций. Под данное осно­вание подпадает и
выкуп земельных участков под застройку на землях поселений, в соответствии с
планом развития поселения, предусмотрен­ным ч. 2 ст. 49 ЗК РФ;

8) изъятие земельного участка,
используемого с нарушением законо­дательства.

Установлен особый случай
прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым
законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не
может ему принад­лежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в
течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если
законом не установлен иной срок1.

Это положение может
распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В
частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может
быть частным слу­чаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был
приобретен земельный участок из земель, изъятых на основании ЗК РФ из оборота.

При этом в случаях, когда
имущество не отчуждено собственником в установленные данной статьей сроки,
земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда,
вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему
собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную
собствен­ность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, оп­ределенной
судом.

Обращение в государственную
собственность земельных участков, на­ходящихся в собственности граждан и
юридических лиц (национализа­ция), производится на основании положений о выкупе
земельных участ­ков для государственных или муниципальных нужд с возмещением
его стоимости и других убытков в порядке, установленном Земельным ко­дексом и
ст. 306 Гражданского кодекса РФ.

Требование об изъятии недвижимого
имущества не подлежит удовле­творению, если государственный орган или орган
местного самоуправле­ния, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет,
что использо­вание земельного участка в целях, для которых он изымается, невозмож­но
без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Указанное правило соответственно
применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи
с изъятием гор­ных отводов, участков акватории и других участков, на которых
находит­ся имущество.

Согласно общим, установленным
правилам1 в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или
муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без
прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое иму­щество,
находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъ­ято у собственника
путем выкупа государством или продажи с публич­ных торгов в порядке,
предусмотренном соответственно ст. 279—282 и 284-286 ГК РФ.

Отчуждение земельного участка его
собственни­ком другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским
законодательством. При этом учитываются положения ст. 27 ЗК РФ об ограничении
оборотоспособности земельных участков. Отчуждение земельного участка его
собственником может осуществляться в порядке исполне­ния договора ,
предусмотренном гражданским законодательством, а именно — на основании
договоров купли-продажи, мены, дарения земельного участка, договора пожизненной
ренты. Дан­ные сделки следует отличать от передачи прав на земельный участок по
завещанию, поскольку право на земельный участок переходит на этих основаниях
иному лицу после смерти собственника.

При отказе от права собственности
на земельный участок этот зе­мельный участок приобретает правовой режим
бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую
устанавливается граждан­ским законодательством.

Поскольку бесхозяйной по смыслу
ст. 225 ГК РФ является вещь, не имеющая собственника или собственник которой
неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался,
то право соб­ственности на земельный участок, от которого собственник
отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и
до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После по­становки
на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.

Согласно той же статье ГК РФ
земельные участки, как бесхозяйные недвижимые вещи, принимаются на учет
органом, осуществляющим го­сударственную регистрацию прав на недвижимое
имущество, по заявле­нию органа местного самоуправления, на территории которого
они нахо­дятся.

По истечении года со дня
постановки земельного участка на учет ор­ган, уполномоченный управлять
муниципальным имуществом, может об­ратиться в суд с требованием о признании
права муниципальной собст­венности на участок.

Бесхозяйный земельный участок, не
признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может
быть вновь при­нят во владение, пользование и распоряжение оставившим ее
собствен­ником либо приобретен в собственность в силу приобретательной дав­ности.

Отказ собственника от
осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления
об отказе) не влечет за собой пре­кращение соответствующего права. При отказе
от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает
правовой ре­жим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на ко­торую
устанавливается гражданским законодательством.

В данном разделе мы обращаемся к
реализации перечисленных выше оснований прекращения права собственности на
земельный участок, осу­ществленные, если прекращение это наступает не по воле
собственника.

Так, изъятие земельного участка
путем обраще­ния взыскания на него по обязательствам соб­ственника производится
на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не
предусмотрен законом или договором1. Пра­во собственности на земельный участок,
на который обращается взыска­ние, прекращается у собственника с момента
возникновения права соб­ственности на изъятое имущество у лица, к которому
переходит это иму­щество.

Земельным кодексом РФ, как уже
говорилось, признается и такое основание принудительного прекращения права
собственности на зе­мельный участок, как реквизиция.

Следует заметить, что эта
категория первоначально была установлена гражданским законодательством.
Реквизиция производится, согласно ГК РФ, в случаях стихийных бедствий, аварий,
эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Имущест­во в интересах общества по решению государственных органов может быть
изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных за­коном, с
выплатой ему стоимости имущества. Это, собственно, и состав­ляет содержание
реквизиции.

Реквизиция — процедура не
безвозмездная, собственнику возмещает­ся стоимость имущества. Оценка
реквизируемого имущества производит­ся органом, осуществляющим реквизицию, на
основании законодательст­ва об оценочной деятельности. Если же собственник не
согласен с про­веденной оценкой, он может оспорить ее в суде.

Гражданский кодекс также
определяет, что лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении
действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по
суду возврата ему со­хранившегося имущества.

Следует обратить внимание на то,
что Земельный кодекс, в целом следуя основаниям проведения реквизиции,
определенным ГК РФ, вносит в ее содержание новые элементы, которые действуют
только для зе­мельных участков. Так, устанавливается, что земельный участок
может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государствен­ной
власти у его собственника временно в целях защиты жизненно важ­ных интересов
граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными
обстоятельствами угроз.

Есть и еще одно отличие:
поскольку реквизиция представлена ЗК Рф как временное изъятие земельного
участка, собственнику возмещается не его стоимость, а убытки и выдается
документ о реквизиции. Предполага­ется, что земельный участок будет возвращен
собственнику после пре­кращения оснований реквизиции. И только в случае
невозможности воз­врата реквизированного земельного участка его собственнику
возмещает­ся рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в
соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется рав­ноценный
земельный участок. При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с
которой собственнику земельного участка компенсиру­ются стоимость
реквизированного земельного участка, убытки, причи­ненные в связи с его
реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена
собственником земельного участка в судеб­ном порядке.

В то же время у собственника
реквизируемого земельного участка ос­тается право при прекращении действия
обстоятельств, в связи с кото­рыми осуществлена реквизиция, требовать возврата
ему реквизированно­го земельного участка в судебном порядке.

Такие существенные отличия
реквизиции по Земельному кодексу и реквизиции по Гражданскому кодексу дают
основание сделать вывод о том, что Земельный кодекс урегулировал в этом случае
одноименный, но иной круг отношений. Во-первых, при реквизиции земельного
участка речь идет скорее не о прекращении права собственности (что можно бе­зоговорочно
сказать о реквизиции по ГК), а об особом виде временного изъятия участка. Право
собственности может быть прекращено только при невозможности возврата участка.
Это подтверждается и тем, что только в этом случае выплачивается стоимость
земельного имущества, т. е. производится его выкуп. Во-вторых, реквизиция предусматривается
Земельным кодексом не только для изъятия земельных участков у собст­венников,
но и у пользователей, в том числе арендаторов и у лиц, обла­дающих правом
пожизненного наследуемого владения. Гражданский же кодекс предусматривает
реквизицию только имущества, находящегося в собственности.

Может возникнуть вопрос о том,
возможна ли реквизиция земельного участка в порядке, определенном ГК РФ? На наш
взгляд, нет. Такой по­рядок не предусмотрен Земельным кодексом РФ, который
является основ­ным актом, регулирующим особенности перехода права собственности
на землю от одного лица к другому, т. е. оборота земельных участков.

Право собственности на земельный
участок может быть прекращено и на основании его выкупа для государственных и
муниципальных нужд. Однако основания и порядок прекращения права собственности
(как и то, что при выкупе для государственных и муниципальных нужд право
собственности действительно прекращается), отличают этот институт от реквизиции
земельных участков.

Земельным законодательством установлена
в какой-то степени с реквизицией земельного участка процедура временного
заня-тИя земельного участка, которое происходит по тем же основаниям, что и
реквизиция, но не требует изъятия земли. В принципе это должно оз­начать, что
собственник участка вправе (по возможности) им владеть И пользоваться, что
естественным образом влияет и на размер возме­щаемых убытков. Действия по
временному занятию участка влекут за собой, как это утверждено ЗК РФ, временное
ограничение прав на зе­мельный участок.

Земельным кодексом не определено,
имеет ли собственник право на отчуждение права собственности при реквизиции
участка или его вре­менном занятии. Нормативного запрета о заключении сделок
подобного рода нет, поэтому мы считаем, что собственник вправе передать право
собственности другому лицу вместе со всеми установленными обременениями
участка.

В порядке конфискации земельный
участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде
санкции за соверше­ние преступления.

Характер преступлений, за которые
может наступить конфискация, установлен Уголовным кодексом РФ1. Конфискация
имущества устанав­ливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные
из коры­стных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, пре­дусмотренных
соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Общие основания и порядок
конфискации имущества установлены Гражданским кодексом РФ, согласно которому
имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде
санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, пре­дусмотренных
законом. В данном случае Земельным кодексом (в каче­стве закона, о котором
упоминает Гражданский кодекс РФ) предусмат­ривается, что конфискация —
безвозмездное изъятие участка — возмож­но только за совершение преступлений. В
административном порядке, как это допускает ГК РФ, конфискация земельных
участков не преду­сматривается выкуп земельных участков для государственных и муниципальных
нужд.

Изъятие земельного участка для
государствен­ных и муниципальных нужд осуществляется только путем выкупа.
Обязательность выкупа (оплаты изымаемого земельного участка) следует из Ст. 35
Конституции РФ, определяющей права собственника имущества. Часть 3 данной

статьи гласит, что никто не может
быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное
отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только
при условии предва­рительного и равноценного возмещения.

Кроме того, Земельным кодексом
установлены и дополнительные ог­раничения изъятия, в том числе путем выкупа,
земельных участков.

Так, изъятие, в том числе путем
выкупа, в целях предоставления для сельскохозяйственного использования
сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой
среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных
с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспече­нием
обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных
ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых),
содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством
и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного
назначения, автомобильных дорог, маги­стральных трубопроводов, линий
электропередачи, связи и других подоб­ных сооружений при отсутствии других
вариантов возможного размеще­ния этих объектов1. Земельные участки в городских
и сельских поселени­ях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для
государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с
генераль­ными планами городских и сельских поселений, правилами землепользо­вания
и застройки2.

Выкуп земельных участков для
государственных или муниципальных нужд урегулирован и Гражданским кодексом РФ.
Так, согласно ст. 219 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника
для государст­венных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от
того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Феде­рацией,
соответствующим субъектом Российской Федерации или муници­пальным образованием.

При этом в соответствии с той же
статьей решение об изъятии зе­мельного участка для государственных или
муниципальных нужд прини­мается федеральными органами исполнительной власти и
органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы,
уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих
решений определяются феде­ральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка
должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка
письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп
земельного участ­ка до истечения года со дня получения собственником такого
уведомле­ния допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа
об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав
на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о
произ­веденной регистрации с указанием ее даты.

Выкуп для государственных или
муниципальных нужд части земель­ного участка допускается не иначе как с
согласия собственника.

На основании ст. 280 ГК РФ
собственник земельного участка, подле­жащего изъятию для государственных или
муниципальных нужд, с мо­мента государственной регистрации решения об изъятии
участка до дос­тижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка
мо­жет владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и
производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в
соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него
при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков,
связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и
сооружений на земельном уча­стке в указанный период.

Плата за земельный участок,
изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и
другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (ст. 281
ГК РФ). Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования уплатить вы­купную цену за
изымаемый участок.

При определении выкупной цены в
нее включаются рыночная стои­мость земельного участка и находящегося на нем
недвижимого имущест­ва, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием
земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекра­щением
своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущен­ную выгоду.

По соглашению с собственником ему
может быть предоставлен вза­мен участка, изымаемого для государственных или
муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную
цену.

Если собственник не согласен с
решением об изъятии у него земель­ного участка для государственных или
муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или
других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может
предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Иск о выкупе земельного участка
для государственных или муници­пальных нужд может быть предъявлен в течение
двух лет с момента на­правления собственнику участка уведомления, указанного в
п. 3 ст. 279 Гра­жданского кодекса.

Условиями изъятия земельных
участков для государственных или му­ниципальных нужд предусматривается, что
принудительное отчуждение земельного участка для государственных или
муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и
равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка
для государственных или муни­ципальных нужд у его собственника; порядок
определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных
или муници­пальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего вы­купу
для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским
законодательством.

Так, Гражданским кодексом2
установлено, что в зависимости от того, Для чьих нужд изымается земля, выкуп
осуществляется Российской Фе­дерацией, соответствующим субъектом Российской
Федерации или муни­ципальным образованием.

Решение об изъятии земельного
участка для государственных или му­ниципальных нужд принимается федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.

1 Ст. 282 ГК РФ.

Изъятие у собственников земельных
участ­ков ввиду их использования с нарушением зако­нодательства, в том числе
при неиспользовании его по целевому назначению, осуществляется только на основе
гражданского законодательства. Согласно ст. 284 ГК земельный участок может быть
изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяй­ственного
производства либо жилищного или иного строительства и не используется для
соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не
установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения
участка, а также время, в течение ко­торого участок не мог быть использован по
назначению из-за стихий­ных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих
такое ис­пользование.

Земельный участок может быть
также изъят у собственника, если ис­пользование участка осуществляется с грубым
нарушением правил ра­ционального использования земли, установленных земельным
законода­тельством, в частности если участок используется не в соответствии с
его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению
плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению
экологической обстановки1.

Орган государственной власти или
местного са­моуправления, уполномоченный принимать ре­шения об изъятии
земельных участков по осно­ваниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК, а также порядок
обязательного заблаговремен­ного предупреждения собственников участков о
допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Если
собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об
изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок
подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не
согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об
изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ