§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов :: vuzlib.su

§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов :: vuzlib.su

46
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов

.

§ 2. Понятие тарифной системы и ее элементов

Тарифная система сохраняет свое обязательное действие для
значи­тельной части работников, работающих в бюджетной сфере, а кроме того, она
может быть использована и для трудящихся всех иных форм и отраслей хозяйства.

Тарифную систему можно определить как совокупность норма­тивных
актов, принимаемых в централизованном порядке и позво­ляющих дифференцировать
оплату труда в зависимости от его сложности и условий производства (с учетом
тяжести и вредности), а также квалификации работника на основе единых
критериев. Принятие в централизованном порядке тарифных ставок, тарифных сеток,
тарифных коэффициентов и тарифно-квалификационных справочников, составляющих
тарифную систему и являющихся ее элементами, дает возможность «с одинаковой
меркой» подойти к оценке фактически различного труда.

Теперь это удел учреждений и лишь некоторых предприятий с
бюджетным финансированием. Основная же часть предприятий сама решает, принять
ей тарифную систему или нет.

Но при этом, видимо, следует учесть, что требования, предъяв­ляемые
к работнику, имеющему определенный квалификационный разряд, должны быть
одинаковы, иначе шкала тарифных разрядов теряет смысл. А это возможно только с
помощью закрепленных в тарифно-квалификационных справочниках определенных квали­фикационных
требований, соответствующих тому или иному раз­ряду. Наличие таких справочников
и присвоение работнику опре­деленного разряда дают возможность вне зависимости
от установ­ления испытательного срока при приеме на работу только путем
ознакомления с трудовой книжкой определить уровень его квали­фикации.

Практически везде, где применяются разряды, более высокий
раз­ряд свидетельствует о более высокой квалификации (исключение составляют
водители транспорта). Причем присвоение квалифика­ционных разрядов производится
квалификационной комиссией, со­здаваемой на предприятиях (в учреждениях)
администрацией с участием представителя соответствующего профсоюзного органа.

Эта комиссия, выяснив уровень теоретических знаний работника
и его практических навыков, принимает решение о присвоении ему соответствующего
разряда. Понятно, что подход к определению уровня квалификации должен быть
единым и присвоение работнику соответствующего разряда должно означать, что его
знания и навыки удовлетворяют общеустановленным требованиям, закрепленным в
тарифно-квалификационном справочнике. Поэтому не может быть «своей» тарифной
системы на каждом предприятии.

В организациях бюджетной сферы проводится периодическая
аттестация работников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) и в соответствии с
Основными положениями о порядке проведения ат­тестации*.

* См.: Бюллетень Министерства труда РФ 1992. №11 – 12. С.
18.

Одним из основных элементов тарифной системы является та­рифная
ставка, представляющая собой размер оплаты труда за еди­ницу времени работнику
соответствующего разряда (квалифика­ции). Тарифные ставки могут быть часовыми,
дневными и месячны­ми. Месячная тарифная ставка служащего называется окладом.

Тарифные ставки возрастают по мере увеличения разряда, по­скольку
разряд — показатель уровня квалификации, а также соответ­ственно и сложности
выполняемой работы.

Соотношение тарифных ставок различных разрядов определя­ется
в тарифной сетке с помощью тарифного коэффициента, стоящего против каждого
разряда и показывающего, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше
тарифной ставки первого разряда. Коэффициент тарифной ставки 1-го разряда
принимается за единицу.

Раньше тарифные ставки, хотя и утверждались в
централизованном порядке, имели, как правило, отраслевую принадлежность. Те­перь
вся тарифная система в качестве императива применяется толь­ко в тех отраслях
экономики, которые финансируются из бюджета. Для работников отраслей вводится
ЕТС, состоящая из 18 разрядов. Соотношение между тарифными коэффициентами
определено как 1:10,07. Таким образом, чтобы определить величину тарифной став­ки
— должностного оклада работника, имеющего 18-й разряд, нужно тарифную ставку
1-го разряда умножить на 10,07. Размер тарифной ставки 1-го разряда
устанавливается Правительством РФ.

ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы вместе с
тарифными коэффициентами утверждена постановлением Прави­тельства РФ от 14
октября 1992 г. «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной
сферы на основе единой та­рифной сетки»*. В соответствии с постановлением
врачам, напри­мер, в зависимости от квалификации должны быть присвоены раз­ряды
с 8-го по 15-й, медицинским сестрам — с 4-го по 10-й, учителям всех
специальностей — с 7-го по 14-й, и т.д. Этим же постановле­нием министерствам и
ведомствам РФ было предложено вместе с Министерством труда РФ разработать
квалификационные требова­ния по должностям служащих и профессиям рабочих, а
также по­ложения о порядке проведения аттестации. Руководители органи­заций,
учреждений и предприятий, находящихся на бюджетном фи­нансировании, обязывались
провести аттестацию служащих и пере­тарификацию рабочих в соответствии с
квалификационными тре­бованиями.

* Российская газета. 1992. 28 окт.

Министерство труда РФ разработало Методические рекоменда­ции
по совершенствованию организации заработной платы работни­ков учреждений,
организаций и предприятий, находящихся на бюд­жетном финансировании, в которых
изложены принципы тарифика­ции служащих и порядок установления им разрядов*.

* См.: Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №11 — 12. С.
18.

Профессии рабочих бюджетной сферы тарифицируются в
соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих с 1-го по 8-й разряд ЕТС. Размер
тарифной ставки первого разряда не может быть ниже мини­мального размера
заработной платы, предусмотренного законом. Эта ставка применяется для оплаты
самых простых видов труда, не требующих какой-либо квалификации работника.
Высококвалифи­цированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут
устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12-го разрядов ЕТС по
перечням, утверждаемым министерствами и ведом­ствами РФ и Министерством труда
РФ.

ЕТКС содержит квалификационную характеристику различных
видов работ по их сложности с указанием, какому разряду соответст­вует та или
иная работа, и требований, которые предъявляются к знаниям и навыкам рабочего
при присвоении ему соответствующего разряда. В нем дается описание основных,
наиболее типичных работ, характерных для данной профессии и данного разряда*.

* См Общие положение ЕТКС работ и профессий рабочих,
утвержденных постанов­лением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 31 января 1985 г. // Бюллетень Госком­труда СССР 1985. №6.

Этим же справочником руководствуются при присвоении раз­рядов
рабочим, а также и ЕТС не только в бюджетной сфере, но и на всех других
предприятиях, которые намерены применять тариф­ную систему*.

* Отнесение профессий рабочих к разрядам оплаты труда Единой
тарифной сетки осуществляется в соответствии с постановлениями Министерства
труда России от 12 мая 1992 г № 15а «О применении действующих квалификационных
справочников работ, про­фессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и
в организациях, расположен­ных на территории России» и от 10 ноября 1992 г «Об утверждении тарифно-квалифика­ционных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих».

Тарифная система, как это следует из ее определения,
предполага­ет учет не только сложности труда и уровня квалификации работни­ка,
но и условий труда. Поэтому трудовое законодательство различа­ет следующие
условия:

а) нормальные;

б) тяжелые и вредные;

в) особо тяжелые и особо вредные.

За работу с вредными условиями труда устанавливаются допла­ты
к окладу (ставки) в размере 12 процентов; а за работы с особо вредными и
тяжелыми условиями труда — в размере 24 процентов оклада, тарифной ставки*.

* См.: постановление Министерства труда РФ от 25 апреля 1995 г. (Бюллетень Минис­терства труда РФ 1995 № 5). Вместо указанных доплат могут вводиться и
повышенные тарифные ставки с применением соответствующих коэффициентов (См.:
Бюллетень Ми­нистерства труда РФ, 1995. № 5-13).

В отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах
могут быть установлены и более высокие доплаты за работу с вред­ными и особо
вредными и тяжелыми условиями труда.

Тяжелые климатические условия также влияют на величину та­рифной
ставки (оклада) с помощью районных коэффициентов и надбавок, которые
увеличивают заработную плату работников орга­низаций, расположенных в этих
местностях.

Федеральный закон «О государственных гарантиях и
компенсаци­ях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях» устанавливает для всех производ­ственных и
непроизводственных отраслей районный коэффициент от 1,1 до 2,0 в зависимости от
степени неблагоприятности климати­ческих условий.

С 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в
пустынях и безводной местности в размере 1,15 в некоторых районах Саратовской
области*.

* Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ.
1997. № 1. С. 6.

За непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и при­равненных
к ним местностях также установлены процентные надбав­ки к заработной плате.

Таким образом, все надбавки и доплаты можно разделить на сле­дующие
виды:

1) доплаты и надбавки, выплата которых обязательна и связана
со строго определенными в законодательстве условиями. Право на такие надбавки
не зависит от усмотрения администрации и формы собственности организации. Это
выплата районного коэффициента и процентной надбавки для работников, работающих
во вредных, тяжелых и особо вредных и тяжелых, а также неблагоприятных кли­матических
условиях;

2) надбавки и доплаты, которые установлены для бюджетных
организаций соответствующими нормативными актами, обязательны только для них.
Это доплаты за стаж, ученую степень, знание иностранного языка, классность и
др.;

3) надбавки и доплаты, выплата которых производится по усмот­рению
самой организации в зависимости от ее финансовых возмож­ностей. Основания для
их выплат предусматриваются в коллектив­ных договорах и соглашениях.

Особое место среди доплат занимает индексация оплаты труда
(ст. 811 КЗоТ РФ), обусловленная инфляцией. Повышение заработной платы и
денежных доходов в связи с ростом потребительских цен регулируется Законом
РСФСР от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений
граждан РСФСР»*. В строгом смысле это не надбавка к заработной плате, а
увеличение ее, равно как и других выплат (всех денежных доходов и сбережений),
производи­мое, как правило, в кратном размере. В этом состоит специфика
индексации**.

* См.: Российская газета. 1991. 12 нояб.

** Не подлежит индексации оплата труда работников
предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и
оказываемые услуги (ст. 2 Закона).

Рассматривая вопрос о роли тарифной системы в условиях рыноч­ной
экономики, следует принять во внимание и то, что в зарубежных странах различия
в оплате простого и квалифицированного труда совсем не всегда устанавливаются
стихийно. В большинстве разви­тых стран в той или иной форме существует
тарифная система, пред­полагающая установление оплаты труда и ее увеличение в
зависи­мости от квалификации работника. Она выполняет роль своеобраз­ного
стимулятора в повышении квалификации работников. Так, в Германии на отраслевом
уровне заключаются тарифные договоры по заработной плате. Определенная
деятельность причислена в них к соответствующему тарифному разряду. И на
основании тарифно-квалификационной характеристики каждый работник может опреде­лить,
по какому тарифному разряду должен оплачиваться его труд. Так, тарифный
договор, действующий в настоящее время в некото­рых подотраслях
металлургической промышленности, содержит 10 тарифных разрядов с
дифференциацией заработной платы в раз­мере 3 процентов за каждый разряд*.

*См.: Человек и труд. 1993. №8. С. 28.

В Японии, стране с особыми традициями, в 50-е гг. ряд
компаний также увязывал величину заработка с квалификационными требова­ниями
рабочего места. В последнее время вместо фиксированного размера оклада для
каждого квалификационного разряда введены вилки окладов, облегчающие ротацию
персонала в рамках разряда. В ряде фирм существует правило, согласно которому
ежегодно по­стоянный работник получает повышение квалификационного разря­да,
если у него не было дисциплинарных взысканий и случаев дли­тельного отсутствия
на работе.

Интересно привести и мнение бывшего премьер-министра Дании
Сенкера Йоргенсена, высказанное им на Конференции по человеческому измерению,
которая состоялась летом 1990 г. в Копенгагене. Оценивая значение
государственного сектора в экономике, он сказал, что этот сектор не должен
доминировать, но имеет равное с другими формами собственности право на
существование, «выполняя роль своего рода «барометра» уровня охраны интересов
рабочих и служа­щих»*.

* Волжанский П. «Человеческое измерение» Что это такое? //
Труд. 1990. 24 июля.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой та­рифные
ставки определяются в отраслевых соглашениях, где уста­навливаются единые для
отраслей экономики тарифные системы, а для государственных служащих, работников
национализированных отраслей, сферы общественного обслуживания заработная плата
ре­гулируется в законодательном порядке.

И потому, не будучи обязанными применять эту систему, пред­приятия
могут и должны, видимо, воспользоваться ею для рацио­нальной организации оплаты
труда, с тем чтобы первая составляла основу второй, выполняла роль ее
ориентира. Иными словами, та­рифная система должна быть положена в основу при
заключении коллективного договора.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ