ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА ЛАМАИЗМА :: vuzlib.su

72
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА ЛАМАИЗМА

.

ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА ЛАМАИЗМА

Первые следы проникновения буддизма в Тибет фиксируются
достаточно поздно — лишь в V в., когда в Индии и в Китае он был уже хорошо
известен и широко распространен. Вплоть до эпохи знаменитого тибетского
правителя Сронцзан Гамбо (629-649) буддизм в Тибете был едва известен. Сронцзан
Гамбо, обе главные жены которого — непальская и китайская принцессы — принесли
с собой, по преданию, тексты и священные реликвии буддизма, стал, подобно Ашоке
в древней Индии, великим покровителем буддизма, вследствие чего он и обе его
жены были обожествлены и оказались объектом всеобщего почитания (сам царь стал
рассматриваться в качестве воплощения будды Амитабы). Ранняя смерть царя
приостановила процесс буддизации Тибета, чему в немалой степени способствовали
и жрецы религии бон.

Спустя столетие после смерти Сронцзан Гамбо один из его
потомков вновь выступил защитником к тому времени уже гонимого буддизма.
Апеллируя к авторитету знатоков буддизма в Индии, он пригласил в Тибет выходца
из северо-западной пригималайской Индии (Кафиристана) известного знатока
буддийского тантризма Падму Самбхаву.

Падма Самбхава реформировал пришедший в упадок тибетский
буддизм, придав ему очень заметный оттенок тантризма: магия, заклинания и
некоторые другие методы и приемы вышли на передний план. Однако это не помогло
закреплению буддизма, который вскоре снова подвергся суровым гонениям. Только в
середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете
буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций
классического буддизма, в частности монастырской дисциплины. Его усилиями было
создано несколько крупных монастырей, ставших центрами распространения буддизма
в Тибете.

Реформами Атиши были недовольны последователи Падмы
Самбхавы, которые по-прежнему делали основной упор на магию и иные методы
тантризма. Сконцентрировавшись вокруг влиятельного монастыря Саскья (Сачжа),
они выступили против нововведений, заложив тем самым основу противоборства
красношапочников (одежду красного цвета носили приверженцы Падмы Самбхавы) и желтошапочников
(символ классического буддизма Атиши). В период монгольского владычества и
особенно при Хубилае в фаворе были красношапочники, а настоятели монастыря
Саскья, отменившие безбрачие для лам, закрепили за собой наследственное право
на духовное (а практически и политическое) руководство Тибетом. С падением
династии Юань в Китае минские императоры отменили эти привилегии, что усилило
внутреннее соперничество среди тибетских буддистов. Окончательный успех
буддизма и завершение процесса формирования его тибетской разновидности —
ламаизма -были связаны с именем и реформами Цзонхавы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ