5. Система духовных ориентаций юсмалиан :: vuzlib.su

5. Система духовных ориентаций юсмалиан :: vuzlib.su

29
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


5. Система духовных ориентаций юсмалиан

.

5. Система духовных ориентаций юсмалиан

Духовные ориентации верующих образуют в своей совокупности
исходную микросистему религии, которая слагается из трех морфологических
структур, обеспечивающих 1) коммуникацию с сакральным началом,
2) религиозную идентичность верующего и 3) его отношение к реальной
действительности, обществу: нейтральное, апологетическое или альтернативное.
В последнем случае наблюдается активное неприятие действительности,
получившее наиболее отчетливое выражение в движениях религиозного протеста.

Коммуникационная структура духовных ориентаций верующего
складывается на основе представлений о возможности взаимосвязи и взаимодействия
с божественным началом и представляет собой совокупность различных устремлений
(интенций) к реализации этих связей и взаимодействий. Это главная,
первоначальная функциональная структура религиозной веры, без которой,
фактически, невозможно говорить о существовании религии даже в самом урезанном
виде (например, в форме одних лишь религиозно-мистических настроений). Вместе с
тем это — генетически исходная структура религиозной веры, с формирования
которой начинается религиозное обращение, и поэтому усилия основателей новых
религий направлены прежде всего на внушение неофитам представления о
необходимости для них сакральной коммуникации с божеством.

Именно поэтому основатели ЮСМАЛОС прилагают большие усилия,
чтобы убедить людей в необходимости веры в новые сакральные метафоры.
В этом, якобы, залог защиты их от происков Сатаны и религиозного спасения.
Вот наиболее характерные призывы этого рода: “Спасение лишь в одном — в
постоянном покаянии и осознании своих грехов, в признании живой богородицы
Марии Дэви и отречении от сатанинских прелестей” [8, 1]. “Ваше спасение —
Завет с Матерью, примите Её Последний Третий Завет!” [3]. “И даже во время
Страшного Суда Её имя на ваших устах улучшит дальнейшую вашу судьбу” [1].
Короче говоря, одной веры достаточно для спасения, но только новой, истинной
веры.

Следует подчеркнуть, что в Белом Братстве в силу его
новационного характера речь идет о коммуникации не с потусторонним абстрактным
началом, а с живым богом, присутствующим на земле: “вне веры в Меня
Живую — нет спасения от Сатаны” [1], — проповедует Мария Дэви. “В час
искушения особенно ревностно призывай Имя Живой Матери Мира. Обрати внимание
при этом, как быстро исполнится твое прошение, просьба, мольба, обращенная ко
Мне” [1]. Посредством сакральной коммуникации с верующим Мария Дэви выступает в
традиционной роли божественной защитницы и подательницы благ.

Этой сакральной связи приписывается световая природа, причем
смешиваются два совершенно разных смысловых контекста: физикалистские
представления о световом излучении и основанной на нем
информационно-энергетической связи с библейскими мифологемами о богоявлении в
виде света (горящий куст — неопалимая купина как явление Бога перед
Моисеем на Синайской горе или фаворский свет лучезарной фигуры Христа,
явившегося перед апостолами). В результате рассуждение Марии Дэви о
“световой” коммуникации получилось, судите сами, слишком запутанным и мало
вразумительным: “Только вера в Меня Живую и Любовь ко Мне… не разорвет нашей
световой связи. Ибо общаюсь Я с вами сегодня через Свет… Это Живой Завет с
Богом — Проницание Световой Силой Любви Его Матери Марии Дэви” [2, 3].
Здесь “световая связь” стала эрзацем основных форм сакральной коммуникации в
традиционном христианстве: божественного откровения, любви и благодати.
К тому же подмена традиционного понятия “религиозно-духовная связь”
новационной метафорой “световая связь” явно отдает оккультизмом.

Наряду с усложненными и противоречивыми богословскими
представлениями о взаимосвязи с божественным началом юсмалианам предлагаются с
той же целью и совсем простые заклинания, относящиеся к типу древнейшей
(“языческой”) охранительной магии. Так, “при встрече с прислужниками дьявола”
следует осенять их особым крестным знаменем: “Иисус — ЮСМАЛОС —
Эзодюс — Христос”, — после чего “враг тут же потеряет силу” [1].

Обратимся теперь к религиозной идентичности верующего —
особой структуре его духовных установок, занимающей второе место в микросистеме
религии как в генетическом, так и в функциональном отношении. Верующий
идентифицирует себя с определенным сакральным статусом и связанной с ним
религиозной ролью. Причем, согласно вероучению Белого Братства, религиозная
идентичность верующего заранее догматически строго ему предопределена. Он
непременно должен осознать себя грешником и предаться покаянию, следуя
эсхатологической проповеди Марии Дэви: “Скоро все начнется, блудные, неверующие
дети Мои! И поэтому нет сегодня ничего важнее всемирного покаяния перед
Живой Матерью Христа…” [1]. “Прими вселенское учение ЮСМАЛОС как крест
Христов. Молись и кайся в своих безмерных грехах…” [3].

Здесь виден и намек на необходимость юсмалианам быть готовым
к преследованиям, активным выступлениям и страданиям за дело веры — нести
на себе “крест Христов”. Однако имеется в виду не позиция пассивного страдальца
за веру, а идентификация с фигурой непреклонного борца и фанатично настроенного
бойца за дело новой веры. Об этом ясно говорит призыв Марии Дэви: “Я Пришла в
мир, чтобы в час правды испытать ваши сердца на верность Богу и возвестить… Я
Пришла сделать вас всех, без исключения, воинами Моей Белой рати” [1].

Как показала упорная пропагандистская деятельность “белых
братьев”, их попытка захватить Софийский собор в Киеве, а после этого
стойкость, проявленная во время судебного разбирательства и пребывания в местах
заключения, — их идентификация с “воинством” не осталась пустым призывом.

Самой важной отличительной особенностью Белого Братства
является его отношение к социальной реальности в форме радикальной альтернативной
установки, определяющей, как увидим ниже, и организационно-институциональную
форму этого религиозного движения, и его операциональные системы, или
функциональные органы религиозной деятельности (модули), и саму его типологию в
качестве наиболее яркого представителя альтернативных религиозных движений.

Проповедуемое в движении ЮСМАЛОС негативное отношение к
существующей социальной действительности носит всеобъемлющий характер, как и
следовало ожидать, учитывая свойственную этому вероучению модификацию
религиозного пространства, в котором земной мир отнесен к сфере влияния Сатаны.
Для религиозности юсмалиан характерно негативное отношение не только к технике
(прежде всего к современным высокоразвитым технологиям, связанным с применением
автоматики и вычислительных машин), но и к экономике (отвергается “бизнес”).
Дискредитируется также наука (как ложное знание и двигатель научно-технического
прогресса) и светские общественные установления. Совершенно неприемлемы
традиционные религиозные институты: “В нынешних церквях и костелах нет ни
единого святого: либо убиты, либо замордованы. Остальные служат Сатане” [1]).
Отвергается вообще современный человек как определенный социокультурный тип,
который объявляется “ветхим человеком”, отпавшим от Бога и ставшим жертвой
происков Сатаны. Эта негативная установка провозглашается, например, в таком
призыве: “Откажись от прелестей сатанинских, разопни свою ветхую плоть на
кресте христовом и познаешь истинный свет” [3].

Закономерным итогом проповеди альтернативной религиозной
установки всегда бывает сакраментальный призыв: “Оставь всё и следуй за мной!”.
Так говорил евангельский Иисус, а в наше время повторяют все основатели новых
религиозных движений: Дэвид Берг, Мун, Раджниш, если называть только наиболее
известные имена. Мария Дэви и здесь не составляет исключения и, действуя в
полном соответствии с типичным сценарием альтернативного религиозного движения,
провозглашает: “Оставь своих близких и иди за мной в Белый Небесный Дом! Отныне
у вас одна Мать, один Сын, один Отец! Я пришла возвратить вас домой!” [3].

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТакси в Москве
Следующая статьяТ. ГОББС :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ