А :: vuzlib.su

А :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


А

.

А

Первым вопросом, который с полным правом может быть задан
философии истории, является, несомненно, следующий: как вооб­ще мыслима
история, если все, что есть, положено для каждого лишь его сознанием, и вся
предшествующая история

также, следо­вательно, может быть для каждого положена лишь
его сознанием. Действительно, мы утверждаем, что ни одно индивидуальное соз­нание
не могло бы быть положено со всеми своими определениями, с которыми оно
необходимо положено и которые ему принадлежат, если бы этому не предшествовала
вся история, что легко можно было бы показать на примерах, если бы в этом была
необходи­мость. Правда, вся прошедшая история относится только к сфере явлений,
так же как и сама индивидуальность сознания, следова­тельно, она для каждого
человека не более, но и не менее реальна, чем его собственная индивидуальность.
Эта определенная индиви­дуальность предполагает эту определенную эпоху именно
такого характера, такого уровня культуры и т. д., однако такая эпоха не была бы
возможна без всей предшествующей истории. Историче­ское повествование, для
которого вообще единственным объектом является объяснение данного состояния в
мире, могло бы с таким же успехом выносить суждение о прошлом исходя из
настоящего, и попытка показать, как из современности можно со строгой
необходимостью вывести прошлое, была бы не лишена интереса.

В ответ на это разъяснение нам могут возразить, что
прошедшая история полагается ведь не каждым индивидуальным сознанием и уж ни в
одном сознании не положено все прошлое, а только | главные его события, которые
в качестве таковых только потому и могут быть познаны, что они продолжают
оказывать влияние вплоть до настоящего времени, воздействуя и на
индивидуальность каждого отдельного человека; на это мы ответим, что,
во-первых, и для него история существует лишь постольку, поскольку прошлое
воздействовало именно на него, и в той мере, в какой оно на него
воздействовало; во-вторых, все то, что когда-либо было в истории, действительно
связано или может быть связано с индивидуальным сознанием каждого, но не
непосредственно, а через бесконечное множество промежуточных звеньев, причем
таким образом, что, если бы можно было выявить эти промежуточные звенья, стала
бы очевидной необходимость всего прошлого для формирования именно этого
сознания. Вместе с тем, однако, несомненно, что, подобно тому как большая часть
людей каждой эпохи никогда не существо­вала в том мире, к которому, собственно
говоря, относится история, не существовало в ней и множество событий. Ибо
совершенно так же, как не могут быть увековечены в памяти потомства физическая
причина и физическое воздействие, не может обрести существова­ние в истории и
то, что служит лишь интеллектуальным продуктом или только промежуточным звеном,
посредством которого буду­щим поколениям передается культурное наследие
прошлого и кото­рое само не является причиной нового в будущем. Следовательно,
сознанием каждой индивидуальности полагается лишь то, что про­должало
действовать вплоть до настоящего момента, но именно что и есть то единственное,
что принадлежит истории и было в истории.

Что же касается трансцендентальной необходимости истории, то
выше уже была дана ее дедукция, состоявшая в том, что перед разумными
существами поставлена проблема всеобщего правового устройства и что решена эта
проблема может быть только родом, т. е. только историей. Здесь же нам
представляется достаточным ограничиться выводом, согласно которому единственным
подлин­ным объектом исторического повествования может быть постепен­ное
формирование всемирного гражданского устройства, ибо имен­но оно и есть
единственное основание истории. Любая история, которая не является всемирной,
может быть только прагматиче­ской, т.е. в соответствии с установленным еще в
древности поняти­ем преследовать определенную эмпирическую цель. Понятие же
прагматической всемирной истории внутренне противоречиво. Все остальное, что
обычно входит в историческое повествование,— развитие искусства, науки и т. д.—
либо вообще по существу не относится к историческому повествованию Àat, ,exochg, либо слу­жит просто документом или
промежуточным звеном, ибо открытия в области науки и техники способствуют росту
прогресса человече­ства в деле создания всеобщего правового порядка главным
обра­зом тем, что умножают и усиливают средства вредить друг другу и создают
множество неведомых ранее бед.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ