ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Т. ГОББС
.
Т. ГОББС
Происхождение государства. Такая общая власть, которая была
бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей,
причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при
которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в
довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем
сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей,
которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю.
Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили
одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями;
чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель
общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения
общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый
подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это
больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в
одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым
другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я
уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право
управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое
право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество
людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством,
по-латыни—civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее
(выражаясь более почтительно), того смертного бога, которому мы под
владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо
благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, указанный
человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой
и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или
это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к
взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит
сущность государства, которая нуждается в следующем определении: (Определение
государства) государство есть единое лицо, ответственным за действия которого
сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с
тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет
необходимым для их мира и общей защиты.
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского / / Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 2.
С. 196—197
.