Фрейд :: vuzlib.su

Фрейд :: vuzlib.su

76
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Фрейд

.

Фрейд

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в
какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку осно-вывается на
убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом.
Согласно Фрейду, биологические побужде-ния (особенно сексуальные) противоречат
нормам культуры и соци-ализация есть процесс обуздания этих побуждений.

Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три
части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-эго
(«сверх-Я»).

Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение
удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность
испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также
осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных
надобностей.

Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере
на-поминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окру-жающем мире.
Эго руководствуется главным образом принципом ре-альности. Эго регулирует выбор
подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид.
Например, когда Ид ис-пытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу
автомобиль-ные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается
до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно
осу-ществляет нравственную или оценочную функцию.

Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать
его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование
лич-ности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожи-дая, пока
представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны
также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным
формирующимся Супер-эго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или
наказы-ваемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордо-сти или
вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда,
процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих ста-дий
связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии
возникает конфликт между стремлением к удоволь-ствию и ограничениями, установленными
сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот.
Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот
— не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким
образом, источником удовольствия для ребенка яв-ляется рот. Данный период в
жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной
ста-новится задний проход. В это время дети стремятся к само-стоятельности, а
родители стараются приучить их проситься на гор-шок. В этот период важное
значение приобретает умение контролиро-вать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным
источ-ником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот
период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия маль-чиков и девочек.
Мальчики вступают в так называемую Эдипову ста-дию — подсознательно они мечтают
занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них
отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с
мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики
еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек
наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности,
характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится
половое сношение с представи-телем противоположного пола.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ