ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ :: vuzlib.su

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ :: vuzlib.su

23
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Писарев, теоретик русского нигилизма, считал, что самые ярые
фанатики — это дети и юноши. Сказанное им верно и по отношению к целым народам.
Россия была в ту пору молодой нацией появившейся на свет немногим более века
назад с помощью акушерских щипцов, которыми орудовал царь, в простоте душевной
собственноручно рубивший головы бунтовщикам. Неудивительно, что немецкая
идеология в России была доведена до таких крайностей самопожертвования и
разрушения, на которые немецкие профессора были способны разве что мысленно.
Стендаль усматривал главное отличие немцев от других народов в том, что
размышления взвинчивают их вместо того, чтобы успокаивать. В еще большей
степени это верно и по отношению к России. В этой юной стране, лишенной
философских традиций, совсем еще молодые люди, духовные
собратья трагических лицеистов Лотреамона, усвоили немецкую идеологию и стали
кровавым воплощением ее выводов. «Пролетариат семинаристов» перехватил в то время инициативу великого освободительного
движения придав ему свою собственную исступленность. Вплоть до конца XIX в.
этих семинаристов насчитывалось всего несколько тысяч. И, однако, именно они, в
одиночку противостоявшие самому могучему абсолютизму в истории, не только
призывали к свержению крепостного права, но и реально способствовали
освобождению сорока миллионов мужиков. Большинство из них поплатилось за эту
свободу самоубийством, казнью, каторгой или сумасшедшим домом. Всю историю
русского терроризма можно свести к борьбе горстки интеллектуалов против
самодержавия на глазах безмолвствующего народа. Их нелегкая победа в конечном
счете обернулась поражением. Но и принесенные ими жертвы, и самые крайности их
протеста способствовали воплощению в жизнь новых моральных ценностей, новых
добродетелей, которые по сей день противостоят тирании в борьбе за подлинную
свободу.

Германизация России в XIX в. — не изолированное явление
Воздействие немецкой идеологии было в тот момент преобладающим и во Франции —
достаточно вспомнить такие имена, как Мишле и Кине. Но если во Франции
этой идеологии пришлось бороться и уживаться с социализмом анархистского толка,
то в России она не столкнулась с уже сложившейся общественной мыслью и
оказалась как бы на собственной территории. Первый русский университет,
основанный в 1750 г. в Москве, был, по сути,
немецким. Постепенная колонизация России немецкими учителями, бюрократами и
военными, начатая в царствование Петра Великого, при Николае I превратилась в
систематическое онемечивание. В 30-е годы русская интеллигенция благоговела
перед Шеллингом и французскими мыслителями, в сороковые — перед Гегелем, а во
второй половине столетия — перед его порождением — немецким социализмом. Тогдашняя русская молодежь вдохнула в эти абстракции всю
безмерную силу своей страстности, буквально оживила эти мертвые идеи. Религии
человека, чьи догматы уже были сформулированы германскими профессорами, еще не
хватало апостолов и мучеников. Эту роль взяли на себя русские христиане,
уклонившиеся от своего первоначального призвания, для чего им пришлось отринуть
и Бога, и добродетель.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ