Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ :: vuzlib.su

Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ :: vuzlib.su

63
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

.

Глава 22.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Развитая рыночная
экономика базируется недостаточно отлажен­ной системе взаимодействия различных
форм собственности, среди которых особое место занимает государственная
собственность.

Государство, с
одной стороны, выступает как собственник иму­щества и как предприниматель, а с
другой — как регулятор социаль­но-экономических процессов. Государственная
собственность явля­ется важнейшим инструментом проведения в жизнь политики госу­дарства.
Поэтому первостепенное значение приобретает проблема эффективного управления всеми
формами государственной собствен­ности. Среди них выделяется непосредственная
собственность госу­дарства, находящаяся под его прямым контролем;
государственная ак­ционерная собственность со 100-процентным участием
государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собствен­ность
с контрольным пакетом акций в руках государства; акционер­ное участие
государства в капитале частных фирм.

Процесс
формирования государственной собственности осуще­ствляется, как правило,
следующими путями: 1) на основе национа­лизации государством объектов,
находящихся в частной или смешан­ной собственности; 2) создания новых объектов
за счет средств го­сударственного бюджета; 3) выкупа государством объектов у
част­ного капитала.

Величина
государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом
взаимосвязанных факторов: исторически сло­жившимися условиями страны,
современной стадией ее развития, ее местом в мирохозяйственных связях,
конкурентоспособностью на­циональной экономики, социально-экономическими,
исторически­ми, культурными и другими особенностями. В большинстве стран в
сферу государственной собственности в той или ной мере в разные периоды входили
земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр,
электроэнергетика, транспорт (ав­томобильные и железные дороги, авиакомпании),
связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.

Масштабы
государственной собственности значительно расшири­лись в ряде стран в
результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий,
представляющих интерес для государства с точки зрения перспективных целей, но
не обладающих способностью к быстрой отдаче на вложенный капитал и,
следовательно, не представляющих интереса для частных инвесторов. Это также
многие крупномасштабные проекты, имеющие большое соци­ально-экономическое и
стратегическое значение для страны, но тре­бующие аккумуляции значительных
денежных средств. Границы го­сударственной собственности в различных странах
постоянно изме­няются и зависят как от исторических условий, так и от
возникающих современных задач. Соответственно различаются и изменяются ме­тоды
управления государственной собственностью.

В странах с
развитой рыночной экономикой существует несколь­ко типов государственных
предприятий. В первую очередь это собст­венно государственные предприятия,
находящиеся под прямым кон­тролем государственных органов управления. Высшее
руководство таких предприятий назначается правительством, а их доходы и расхо­ды
непосредственно включаются в государственный бюджет. Широ­кое распространение
получают предприятия смешанной частно — государственной формы, где государству
принадлежит часть акций ком­пании или же контрольный пакет. Кроме того,
государство посредст­вом заключения договорных отношений с предприятиями
частного сектора связывает эти предприятия соответствующими обязательст­вами и
тем самым устанавливает отношения формальной субордина­ции с негосударственным
сектором экономики.

Государственные
предприятия являются инструментом проведе­ния политики государства. С помощью
создания тех или иных пред­приятий государство может оказывать регулирующее
воздействие на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения,
осуществление проектов, имеющих высокую степень риска, антиин­фляционные меры
(в том числе снижение цен и отказ от прибыли в периоды роста инфляции),
содействие местным товаропроизводите­лям и поставщикам сырья и комплектующих
изделий на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней
экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потре­бителей.
При этом государственные предприятия в силу возложенных на них
общегосударственных задач пользуются определенными гаран­тиями государства —
это и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от
обязательств по импорту, и преиму­щества в государственных закупках и т. д.

Следует
учитывать, что государственные предприятия не всегда прибыльны, так как цели,
во имя которых они создаются, могут не отвечать критериям прибыльности. Поэтому
сравнивать по уровню прибыльности государственные и частные предприятия не
всегда пра­вомерно. Главным критерием для определения эффективности госу­дарственного
предприятия, таким образом, становится соотношение полезного общественного
результата его деятельности и использован­ных государственных ресурсов.

В индустриально
развитых странах в последние десятилетия преж­ние способы централизованной
государственной политики с широ­ким государственным вмешательством в экономику,
значительной го­сударственной поддержкой определенных секторов промышленнос­ти
были заменены рыночно ориентированной политикой, включаю­щей дерегулирование,
денационализацию, налоговую реформу, изби­рательную помощь ограниченной группе
отраслей высоких техноло­гий, а также социально значимым сферам. Это связано с
необходимо­стью уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на администра­тивные
цели, повышения эффективности и стимулирования конку­рентоспособности отраслей,
испытывающих чрезмерную опеку пра­вительства, удешевления государственного
управления за счет сокра­щения изживших себя административных структур,
формирования ка­чественно нового типа информационных систем. Масштабы ослаб­ления
прямого государственного регулирования, передачи в частное управление
государственных предприятий разнятся от страны к стра­не, зависят от
сложившихся моделей управления экономикой.

Новые подходы к
управлению государственной собственностью проявляются в ходе приватизации. Во
многих странах запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся
высокой ка­питалоемкостью. Сюда относятся: электроэнергетика, каналы, трубо­проводы,
портовые сооружения, почта, связь, железные дороги и пр. Государство выполняет
активную функцию, направляя и координи­руя приватизационный процесс. Как
правило, приватизация госу­дарственной собственности включает несколько этапов:
1) опреде­ление конечной цели проекта приватизации конкретного предпри­ятия; 2)
подготовка программы приватизации; 3) выбор механизма приватизации; 4) оценка
ситуации на рынке, маркетинг, поиск по­тенциальных покупателей акций, продажа
акций.

Часто государство
предпочитает реализовывать на рынке неболь­шой пакет акций приватизируемого
предприятия. Сохранение кон­трольного пакета акций в руках государства
позволяет ему осуществ­лять регулирующие функции в конкретной компании, в
частности предупреждать возможность использования ею своего монопольного
положения на рынке. Государство, оставив за собой контрольный па­кет акций,
получает возможность увеличить капитал без потери кон­троля над конкретным
видом деятельности. Кроме того, в ряде случа­ев за государством остается
«золотая акция», дающая право накладывать вето на решения руководства компании.
Существует ряд других механизмов, противодействующих сосредоточению в руках
одного акционера слишком большого пакета акций. Государство часто осу­ществляет
и одновременно контролирует приватизацию посредством продажи акций на рынках
ценных бумаг. В других случаях приватиза­ция осуществляется через аукционы или
заключение сделок с отдель­ными покупателями.

В ряде стран
государство берет на себя финансирование строи­тельства капиталоемких объектов,
осуществляет инвестиции в те от­расли и сферы хозяйства, которые не
представляют коммерческого интереса для частного капитала. Кроме того, за счет
государственных средств производится финансирование развития новейших высоко­технологичных
отраслей — атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники,
космических средств связи. Эти от­расли требуют огромных первоначальных
финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные за счет
государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления част­ным
корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их
льготными кредитами, субсидиями, выгодными за­казами и пр. Важнейшим элементом
государственной собственности являются государственные научно-исследовательские
учреждения, лаборатории, экспериментальные предприятия, университеты. Науч­ные
исследования являются важнейшим объектом государственных капиталовложений.

В современных
условиях определенной модификации подверга­ется государственное
программирование как метод воздействия государ­ства на социально-экономические
процессы. Изменяются характер и направленность государственных программ
развития отдельных сфер, отраслей, регионов и т. д. В большинстве случаев
предпринимается попытка составления программ таким образом, чтобы государствен­ные
субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы по­крывались за счет
средств от успешной предпринимательской деятель­ности отдельных предприятий и
фирм. Правительственная помощь может выделяться не всем промышленным проектам,
задействован­ным в реализации конкретной программы, а лишь тем из них, кото­рые
вносят наибольший вклад в осуществление целей данной програм­мы. Как правило,
предприятия, относящиеся к федеральной собст­венности, имеют
общегосударственное значение, так или иначе ока­зывают влияние на экономику
страны в целом; они заняты также в сфере общественных услуг (здравоохранение,
образование, наука, медицина, социальное страхование и обеспечение).
Предприятия ме­стного подчинения главным образом представлены сферой комму­нальных
услуг, транспорта местного значения, строительства дорог,

жилого фонда и
др.

Существуют также
смешанные предприятия акционерного типа, часть акций которых принадлежит
федеральному правительству, а часть местным органам управления. Управление и
финансирование данных предприятий осуществляются в строгом соответствии с паке­том
акций, владельцем которого выступает та или иная сторона.

Принципиальное
значение имеет проблема разграничения объек­тов федеральной и региональной
собственности и механизмов управ­ления государственной собственностью на разных
уровнях. Предпри­ятия, относящиеся к федеральной собственности, создаются за
счет средств федерального бюджета или в результате национализации объ­ектов
частной собственности федеральным правительством. Соответ­ственно, управление и
контроль за деятельностью этих предприятий осуществляют определенные
федеральные органы в зависимости от того, является ли это предприятие объектом
прямого государствен­ного управления или же его деятельность подлежит
косвенному регу­лированию.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ